Казахстан - 2012
29-го апреля в 9:00 на Волгоградке собралось 7 мотоциклистов, чтобы направиться в сторону Казахстана.
Андрей AF XT1200Z Super Tenere
Марат Suzuki DR800
Макс Maksimota Honda XR650
Петр Glider Yamaha XT750
Евгений Kawasaki KLE500
Александр Schmied XT660Z Tenere
В первый день прошли до Саратова и ночевали за р.Волгой в Энгельсе. Во второй день по Е 38 прошли границу Россия-Казахстан и ночевали в Уральске. Оба дня пути после обеда нас пугал дождик, но нам удавалось не промокнуть. На третий день добрались до Актюбинска (Актобе) и утром попытались оформить временную регистрацию в Казахстане, не тут было... Решили не терять время и сделать ее по возможности в районном центре Шелкар. В Шелкар отправились по короткой дороге через Эмбу. Закончился асфальт - дорога стала "веселее".
полные лишений ночевки в мотелях
Скудные трапезы
Дружеская взаимопомощь в дороге
Трасса M5 оставила незабываемые впечатления скромным обедом в Умете и раздолбанным асфальтом в районе города Мокшан пензенской области. Худшего асфальта чем там припомнить не могу. Антон за приготовление обеда в Умете:
Пересекли границу без проблем, очереди не было. Купили страховку, обменяли деньги и покатили по Казахстану. Опять нас поливал дождик. Ночевали в гостинице Уральска
Провели совещание:
Потом совещание продолжили
Кратко опишу нашу жалкую попытку в соответствии с законодательством Казахстана зарегистрироваться по месту пребывания. Решили провести данную процедуру с утреца в Актюбинске. Первое что увидели большая очередь в нужное окошко. Взяли заявления, заполнили, встали в очередь, потихоньку раздеваясь. Очередь не двигалась. По прошествии некоторого времени решено забить на это и ехать дальше. Антон пощел искать черный ход. Черный ход был найден, но там нам объяснили, что мы все равно не зарегистрируемся без адреса пребывания. Гостиница для этого не годится. Было рекомендовано каждый день регистрироваться в каком-либо населенном пункте. Поехали дальше, потеряв 1,5 часа.
Забегая вперед, скажу, что нас все-таки зарегистрировали каким-то образом в Шелкаре без особых проблем и поборов (хотя со слов служителя закона, нас следовало оштрафовать), но только до 10-го числа почему-то.
Да, последние километры до Шелкара дались нелегко. Грунтовка сразу превратилась в скользкий каток и мы поехали по степи, которая потихоньку тоже намокала. У всех по очереди заблокировались колеса, У Андрея выломало часть крыла. Решено было вернуться снова на дорогу, по которой хоть как-то можно было ехать. Все перепачкались в глине и промокли. Фоток нет, доставать фотоаппарат как-то совсем не хотелось. На заправке в Шелкаре
Блюдо, приготовленной Андреем:
О ремонте своего мотоцикла с картинками Петр расскажет лучше. Нас не пустили глазеть на таинство. дабы не мешали...
И вот он, счастливый обладатель усиленной рамы:
Макс тоже времени зря не терял, в очередной раз разобрал и собрал свой мотоцикл
и организовал шелкарское отделение клуба почитателей Honda XR:
В Шелкаре свое времяисчисление, отличное от казахского и от российского. Поэтому со временем там неразбериха, и сказать во сколько мы двинулись дальше сложно.
На утро нас ждала солнечная погода. однако дороги в степи после дождей выглядели многообещающе:
По дороге на Шелкар попался местный мотоциклист на Минске. Ездит с ружьишком, пасет лошадей. Милейший человек.
Были и другие персонажи:
Погода стала улучшаться
По рекомендации местных жителей по пути заехали к мавзолею, у которого по обычаю останавливаются все странники, что практически на 100% гарантировало путешественникам добрый путь.
Казахстанские кладбища впечатляют
Марат общался с местным населением
Вдоль нашего следования все чаще попадаются корабли пустыни
Евгений задумчиво смотрел на раскисшую дорогу по которой сейчас придется ехать
Наши заезды в поселки производили фурор. И автоматически попадали в номинацию "Событие года" поселка "N"...
Пополнили запасы пресной воды и в дальнейший путь!
Ну, и наконец-то, ночевка в палатках в степи... Тишина...
Коники и люди отдыхают
В таком месте особо стеснительные дожидались темноты или ездили по нужде на мотоцикле...
Ну, а на утро нас ждало вот что:
Из Википедии: Больши́е Барсуки́ и Ма́лые Барсуки́ — песчаные пустыни в Средней Азии, расположены к северу от Аральского моря, большей частью в Актюбинской области Казахстана. Вытянуты с севера на юг в виде двух узких полос длиной около 200 км (Большие) и 100 км (Малые). Высота до 100 м. Пустынные области занимают понижения, тянущиеся на юг от Тургайской ложбины и разделённые полосой коренного рельефа. Песчаные массивы состоят преимущественно из песков палеогена и только в северо-западной части Больших Барсуков встречаются аллювиальные наносы. Ветер образует из песка гряды и барханы, на равнинных участках песок закреплён ксерофитными кустарниками, полынью, солянками и эфемерами. На склонах бугров и гряд встречаются заросли джузгуна, песчаной акации, кустарникового астрагала, кандыма и чингиля.
Если бы прочитал это до поездки, а не после, не поехал бы
Марат выглядел бодро после Барсуков
4 мая дошли до пос. Бозой, где пообедали, заправились "волшебным", не только по цене, но и по качеству бензином.
Некоторым удалось отдохнуть на кровати.
В Бозое узнали, что км в 30-40 от поселка на берегу Аральского моря раньше был пионерский лагерь. Хозяйка, которая кормила обедом, даже бывала там пионеркой. Дорогу, правда, туда никто подсказать не мог, но направление указывали... Решили ехать искать пионерлагерь и МОРЕ.
Для поисков как нельзя кстати, пригодился бинокль!
Долго ли, коротко ли, но МОРЕ и пионерлагерь нашли. Помогли навигаторы Жени и Пети, а также их интуиция..., ну и бинокль, конечно.
Радость по прибытию на берег Аральского моря выражалась в колективе по разному:
Горючая жижа с резким керосиновым запахом, залитая в Бозое, внушала опасения. Но, 3 раза тьфу, двигатели работали более-менее исправно. И вот он берег Арасльского моря (бывший)
Скитания по степи привели все-таки нас к пионерскому лагерю. На фото он виднеется вдалеке.
Лагерь стоял на берегу моря, был причал, подходили корабли. Печальное зрелище...
А вот гонять по дну бывшего моря доставило много щенячего восторга
Марат в порыве мотоэкстаза, близко подъехав к берегу, засадил свой мот в песок, который потом всем миром вытаскивали
Более разумные люди остановились вдалеке от кромки воды.
И конечно же - "купание" в море
Вода очень соленая и очень мелко, поэтому целиком никто не отважился купаться.
И еще просто пара фоток берега Аральского моря
Долго бранились на сей раз где будем ночевать, на берегу или в кустах. Большинством голосов победили кусты.
За то удалось разжечь костерок
Так вот, собственно на дне... Арала Ночевка, кстати мне понравилась больше всего, как-то уютно. Дно моря было усеяно кустарником и огромным количеством экскрементов неведанных животных. Если так будет продолжаться, то песок закроется плодородным слоем и там будет город Сад. Будет повод вернуться. Дно окружило себя высоким берегом, который виднелся вдали. Особенно красиво оказалось на рассвете.
Поутру собрались в путь навстречу приключениям, вот только коник мой сначала застрял в песке, а потом на продолжительном подъеме по сухой глине я соскочил в промоину и "немного" упал. Это стало причиной сокращения моего маршрута, так как сгорел вентилятор от повреждения. Очень "удачное" расположение радиатора - сбоку. Всем миром пробовали восстановить, но пропеллер не работал.
Вернулись в Бозой в Чайхану к Артуру.
Настал момент принятия решения по продолжению маршрута. Варианта два: дальше через Устьурт или обратно домой. Решил обратно, дабы не рисковать с такой засадой. Ко мне присоединились еще два участника Марат и Женя. На обратном пути на первом участке запланированы пески, поэтому свою технику решил погрузить на грузовик, который собирался в нашем направлении. Спасибо Тохе, Марату и Жене за сложную операцию по погрузке коника в Урал, в котором еще куча металлолома. Очень нервный оказался отрезок пути в кабине грузовика. Очень переживал за состояние мотоцикла. Все прошло удачно, в итоге скинули его на песочный холмик. Тут и солнце ушло и мы втроем поехали в поисках ночевки.
Заправка в Бекенбете, запомнилась упырями в чайхане, так как на протяжение путешествия по казахской стороне местные показались очень дружелюбными, открытыми и отзывчивыми людьми.
Починка вентилятора в степи. Кто-то чинит, кто-то не мешает...
В Бозое пришлось принимать тяжелое решение - отправлять мотоцикл Андрея назад. Был найден грузовик и мотоцикл был загружен.
Взвесились, дабы узнать насколько поправились в походе
И ближе к вечеру, распрощавшись, двинули в разные стороны...
Расставшись в Бозое с друзьями едем в сторону плато устюрт.
Перед поездкой достаточно внимательно изучал спутниковые снимки предстоящего маршрута и дорогу примерно себе представлял, но основная проблема была, как всегда, найти ее начало. В окресностях поселков по степи идет множество колей и выбрать нужную достаточно тяжело. Как всегда помогли расспросы местных жителей, с помощю которых была составлена достаточно подробная схема нашего маршрута. Рассказ перемежался страшными историями, в том числе и от первого лица, о том как люди терялись на плато. Плато начинается километрах в 20 от Бозоя подъемом на довольно крутой склон. Перепад высоты метров 70. На подъеме попадаю в промоину и после расколбаса в колее падаю, в очередной раз ломая ветровик. Дорога представляет из себя множество параллельных колей идущих по глинистой степи. С погодой нам повезло - недавние дожди прибили пыль, но дорога уже полностью высохла. После песков ехать одно удовольствие.
Километров через 10 попадается груда камней - остатки первого колодца
периодически плато пересекают долины высохших рек - оазисы жизни. Здесь сохранились постройки заброшенных кошар, колодцы, поилки для животных.
отличие от глинобитных построек, колодцы сложены из камня, причем очень старого, покрытого мхом.
Постепенно начинаю понимать что дорога идет не просто так, как проехал первый казах, а идет от колодца к колодцу - это древний караванный путь, часть великого шелкового пути.
Закат застает нас километрах в 80 от Бозоя. Зрелище заката в степи непередаваемо... На западе солнце касается горизонта
а на востоке восходит луна
В воздухе стоит вездесущий запах полыни.
Отъехав метров 100 - 200 в сторону от колей
разбиваем лагерь
На следующий день нам предстоит преодолеть 250 км плато до Бейнеу.
И снова глинистые колеи. На ярком солнце они почти белые и через какоето время начинают гипнотизировать. День выдался жаркий температура переваливает за 30 градусов. Солнце ощутимо печет через защиту, но воздух очень сухой и поэтому практически не потеешь, вернее пот мгновенно высыхает. Организм интенсивно теряет влагу. Периодически останавливаемся передохнуть и посмотреть на появляющиеся на горизонте и оживляющие пейзаж колодцы, триангуляционные пункты и соляные озера.
Неожиданно дорога выводит нас на перешеек разделяющий два соляных озера. Зрелище впечатляет. Вода просто непередаваемого цвета, из за кристаллов соли лежащих на дне водоема. И все это в кайме ослепительно блестящих на солнце соляных берегов.
На берегах озера древние камни с письменами.
Кто их сюда принес? зачем?
Жара усиливается, и мы начинаем уставать от монотонности степи и падать. То промоина, то глубокая колея... Решаем сделать привал и открываем шайхану.
В теньке под тентом хорошоооо. Сильный ветер отгоняет жару.
Часа через 2, так и не дождавшись посетителей, закрываем заведение за нерентабельностью.
Отдохнув, доезжаем до поселка Туруш расположенного на западе плато. Вокруг поселка пески от которых мы за время поездки по глинистой степи успели отвыкнуть, как и от людей
Население поселка по русски не говорит, но немного понимает. Находим воду - как хорошо после пыльной дороги умыться не экономя.
Пейзаж становиться более разнообразным, на горизонте видны холмы и периодически попадаются древние гробницы и курганы.
Неожиданно колеи выводят нас на широкий, укатанный грейдер ведущий от бейнеу к газовому месторождению, по которому мы быстро доезжаем до западных отрогов плато. Солнце уже садиться, но цель достигнута - внизу видны огни Бейнеу.
От Бозоя до Бейнеу оказалось всего 316 км. вместо ожидаемых 370. Канистру с собой можно было и не брать.
Километрах в 50 от Бейнеу начинается знаменитый двухсоткиллометровый грейдер в Актау. Разбитый многочисленными фурами и очень тряский в сухую погоду и, как говорят, практически непроезжий в дождь. Но нам повезло - дождя не было и он запомнился как "дырявый" грейдер.
Ну что про него сказать? Отрывались сумки, откручивались болты закрученные на локтайте, ломались багажники и жара, нет не так ЖАРАААААА... В общем жесть, особенно после бессонной ночи. Рубит конкретно, поэтому останавливаемся в каждой второй шайхане. Здесь они с восточным колоритом, нормальных столов нет, только лежанки.
Альтернатива грейдеру степные колеи, они чуть ровнее, но периодически попадается так называемый пухляк - пылевые лужи - колеи заполненные мелкой сухой пылью. Зацепа в них практически нет, плывешь как по воде. В общем дорога держит в постоянном напряжении, не расслабишься не на секунду. Для себя так и не уяснил что лучше грейдер или степь. Неожиданно степь заканчивается крутым обрывом. Дорога вьется по ущелью и виды просто впечатляют. Вешаю фотоаппарат на шею и снимаю на ходу открывающиеся сюрреалистичные виды.
Останавливаемся у известнякового "сфинкса"
но вот, горы так же внезапно как и начались закончились. И снова вокруг степь.
Перед поселком Шепте грейдер, к нашей радости, сменяется асфальтом и местность становится холмистой и чем то напоминает мне северокавказские долины. Только деревьев нет. Вечереет и мы торопимся к морю, но так и не доезжаем до него в этот день. Закат застает нас в пути, а асфальт снова сменяется грейдером. Немного проплутав, преодолев брод, невесть откуда взявшейся речушки, останавливаемся уже далеко за темно. Как оказалось, остановились мы на овечьем пастбище и проснулись с утра в окружении отары овец.
Утром, найдя нужную дорогу доезжаем до Актау, где нас посещает малодушное желание переправиться в Астрахань на пароме.
Но как оказалось, паромов в Астрахань нет. только в Баку, но туда нужна виза. Поэтому, нам придется снова ехать по надоевшему уже грейдеру.
Рядом с морем температура заметно падает, по ощущениям градусов на 10. После степной жары приходят даже мысли одеть куртку.
Из порта едем на городской пляж, протянувшийся на много километров от промзоны где расположен порт до жилых кварталов города.
устраиваем фотосессию и купаемся в Каспийском море. Вода еще достаточно холодная - купаемся мы одни
С моря натягивает облака и я начинаю опасаться как бы не начался дождь и не размыл грейдер по которому нам предстоит возвращаться. Поэтому осмотр города ограничили обедом и фотографированием у каравеллы и стеллы на выезде из города.
Основная цель путешествия достигнута!
Возвращаемся той же дорогой, но по пути заезжаем осмотреть мавзолей прародителя казахского народа, построенный высоко на горе комплекс сооружений.
Ребята пошли вверх,
а я как самый ленивый, остался сторожить мотоциклы и снимать открывающиеся с горы виды.
Проехав километров 20 грейдера останавливаемся на ночевку под очередным известняковым обрывом.
А утром степь расцвела.Вместо ожидаемых тюльпанов, распустились маки.
Обратный путь дается несколько легче. Изредка останавливаемся сделать прощальные снимки окрестных пейзажей.
Ночевка на базе на берегу Волги:
Сталинград:
Лотки с вяленой рыбой:
Ну и о дорожных встречах еще нужно сказать На Байконур
сменил коня
Бейнеу - понаехали!
интуристы
Гуси с сопровождением:
И еще кусочек о братьях наших меньших.
Как ни странно, за исключением самого цента Устюрта, в степи есть жизнь. И она довольно разнообразна. На первой же ночевке, солидный мужик
привел поглазеть на наш лагерь свой гарем
Вокруг поселков пасется много табунов, практически диких лошадей. Казахи выпускают их в степь ранней весной и они ведут самостоятельный образ жизни, развлекая проезжающих мимо мотоциклистов состязанием в скорости.
На барханах пасутся верблюды
в это время года довольно забавные из за не полностью перелинявшей зимней шубы. На боках животных видны метки хозяина, иногда довольно забавные. На одном из верблюбов на весь бок был написан номер мобилы.
Со стороны аральского моря верблюды двухгорбые, а вот на мангышлаке и вдоль каспия достаточно много более изящьных одногорбых верблюдов.
Попадаются и обычные коровы. Животные пасуться вдоль дорог, используя оставшиеся в колеях после дождей лужи для водопоя.
и пытаются найти любую доступную тень
ну и конечно же все телки любят мотоциклы
Из дикой природу встретили самых смелых:
некоторые из них даже просились покататься
остальные издалека услышав мотоциклы разбегались, хотя в дюнах на берегу моря с утра было много следов мелких копытных и лис или шакалов. Обещанных, казашами, сайгаков на плато Устюрт так и не встретили, видимо у них за последние 20 лет выработался стойкий инстинкт мотобоязни.
Пройдено 6100км Потрачено денег не так уж и много, менее 20 тыр. Пластик у Тенёры крепкий, тормозная лапка очень легко гнется.
И финальная фотография у МКАДа
Видеоролик про поездку: