Дорога на Памир - 2014
Долгая дорога на Памир - 2014
Начало - 27 апреля
Schmied - Наша экспедиция в составе 4-ех человек заправилась и направилась по трассе Дон в дальний путь! Состав участников:
Антон - BMW GS1200R Adventure
Андрей AF - Yamaha XT1200Z Super Tenere
Серега - Тимофей - KTM990 Adventure
Александр Schmied - Yamaha XT660Z Tenere
До Владикавказа ехали в компании с тенероводами с сайта tenere.su. Вот, некоторые из этих личностей: Саня Sav и Женя Dolf
Ехали неспеша, останавливались, разминались...
В первый день проехали что-то около 900км, остановились ночевать в придорожном отеле.
Наш скромный ужин от Жени Dolf
Второй ездовой день. Весь день ехали. Женя Dolf занимался шиномонтажем на обочине, потому что ему в заднее колесо в одном из сервисов запихали 21-ю камеру.
Был обед в одной из придорожных забегаловок, где поддавшись на уговоры хозяина решили попробовать хаш. Опыт был неудачный...
Во Владикавказ приехали вечером. Достаточно быстро нашли гостиницу с вместительным внутренним двором.
AF - Грузия - 29 апреля.
Утром пересекли погран-переход Верхний Ларс. За год мало чего изменилось. На Грузинской стороне только убрали ларек обмена валюты. Но это мелочи, в Степанцминде все можно сделать. Там же заехали с гостинцем к Тамаре, у которой гостили в прошлом году.
Schmied - При переходе грузинской границы встретили компанию знакомых, опять же с Yamaha XT660Z. Дмитрий Helgi и Владимир - привет! Немного прокатились по Грузии вместе и разъехались.
Границу прошли достаточно быстро и, наконец-то, стали любоваться окружающими пейзажами.
К вечеру достигли Лагодехи, где порадовали себя отличным ужином
AF - Проехали по Военно-Грузинской дороге до Жинвали и ушли налево через перевал на Тианети. В прошлом году здесь был приятный продубас, а теперь половину закатали в асфальт.
В путешествии сложилось впечатление, что все животные прогуливающиеся вдоль или через дорогу - туповаты. Извините если кого-то обидел ;D Им пох на все, кроме звука от прямотока. Особенно такой тупости я не ожидал от лошадок в Киргизстане. Всегда был стереотип про осликов, а тут оказывается - родственники ;D
После перевала тормознулись у родника пополнить запасы живой водой. Мимо проехала группа девиц на велосипедах сзади неспеша ехал паренек. Остановился около нас, оказалось он преподаватель одного из Московских ВУЗов, а это группа студенток. Доехали на поезде до Владика, а дальше своим ходом. Паренька отпустили и позавидовали ему вслед такой компании, а главное в рюкзаке у него было грузинское вино, которое он активно посасывал. Вот, блин, велосипедисты - все им можно.
Лагодехи - интересное местечко. Интернациональный приграничный городок. В центре города нашли гостишку что-то из Советского прошлого. Особенно порадовал завтрак. Договорились, что утром накормят, а не смогли. Вечером плотно персонал погулял. Ничего страшного, во дворе упаковывая мотики к дороге, обнаружили пекарню. Я зашел посмотреть, как идет утренняя работа, а мне огромную лепешку в руки и пирожки с картошкой. Сказали, что это подарок нам в дорогу. Очень приятно, главное от души.
А сколько еще таких добрых моментов будет по дороге...
Вперед! Граница рядом. Грузинский погран переход прошел быстро и без вопросов. Азербайджан приветствует. Переход запомнился придурковатым погранцом, который активно пытался спровоцировать конфликт злыми подколами. Мы были готовы ко всему и молча реагировали на это. Понятно - в семье не без урода. Дальше частичный досмотр вещей и начало нового этапа путешествия.
Мы поехали северной дорогой вдоль гор, о чем ничуть не пожалели. Цель - Баку через Кахи и древний город Шеки, где к сожалению не было времени остановиться.
В Азербайджане уникальная тема с чайхоной. Едешь себе по дороге, жара, солнце палит и вдруг у дороги оазис. В тени стоят столики и беседки. В прохладе приятно попить чаю.
Не пугайтесь, шашлык был из барашка.
Пейзаж по дороге в Баку
Во второй половине дня доехали до Баку. Планировалось решить три задачи: найти гостиницу, получить резину, отправленную из Москвы автобусом и переобуться.
Проехали ближе к центру и объезжая пробку увидели вывеску Клуб 4х4, тормознулись. К нам подошел человек из клуба и помог решить проблемы с переводом с азербайджанского языка. А они реально появились. Водитель автобуса, взяв колеса в Москве, обещал доставить их в местечко рядом с Баку, как он сказал 10 минут на такси от города. Колеса оказались в 380 км от города в каком-то селе. Переговоры затруднились тем, что водитель автобуса в Москве, а колеса у чела, который по-русски ни бум-бум. Хорошо, добрый человек помог. В итоге, колеса привезли ночью и пришлось платить дополнительно за доставку. Проблема решилась не без добрых людей.
Выдвинувшись в поисках гостиницы, на развороте, к нам выбежали два человека, размахивая руками. Один из них был в харлеевской куртке. Похоже свои, так и получилось. Ребята пригласили к себе в клуб. Сразу приступили к приготовлению чая с дороги. Конечно, где как не в Баку, чай из самовара.
Большое спасибо за теплый прием и помощь клубу Мотозавры, Илье и его команде!
Парни своими руками собирают вот такую красивую технику.
Schmied - Где бы мы не остановились, сразу собирается толпа из любопытствующих. Андрей дает пресс-конференцию:
Дорога на Баку была очень живописная. Запомнилась дорога по сторонам которой росли большие деревья и их кроны наверху соединялись, образуя длинный, зеленый и прохладный туннель.
Серега на въезде в Баку нашел сервис КТМ, хотел провести ТО, не открыли... Может и к лучшему!
На перекрестке, как уже написал Андрей мы были пойманы ребятами из клуба Мотозавры, и препровождены в гараж, где за приятным общением нас застал вечер. Нас проводили до скромной гостиницы с вай-фаем, сауной и бассейном.
После душа поехали к "клабхаус" для дальнейшего общения
AF - Да гостиница скромная, Саня на завтраке:
Schmied - При помощи ребят из Мотозавров ночью колеса были получены, и мы, немного погуляв по ночному Баку, легли спать.
На утро запланирован шиномонтаж....
Утром, хорошо позавтракав, отправились с Эмилем на машине разбираться с паромом. Большое спасибо ему за помощь! Баку:
Встречаются и такие персонажи:
Фото с Эмилем и его дочкой в порту:Билеты на вечерний паром были куплены, что оказалось делом тоже весьма непростым. Нелегко найти человека который продает билеты . Общая стоимость мотоцикл + водитель - 185 долларов (поправьте, если ошибаюсь). Паром на загрузку по расписаню должен был прибыть в 19-00, но нам сразу сказали, что погрузка будет только утром.
Дальше начали заниматься шиномонтажем... Сперва помыли колеса керхером, любезно предоставленным администрацией гостиницы.И отправились менять колеса. А куда поехать переобуться в Баку? Конечно в салон Harley Davidson! Меня царицей соблазняли, но не поддался я, клянусь! ("Иван Васильевич меняет профессию")На шиномонтаже колеса снимали самостоятельно и 21-е колесо переобували монтировками, в станок не влезали. Не бывает что-ли HD с 21-ым колесом? Ну, и конечно же , вокруг много желающих пообщаться.После шиномонтажа, мы в сопровождении Стаса, одного из представителей H.O.G. (HARLEY OWNERS GROUP) отправились на экскурсию по старому городу. А вот и Андрей, щеголяет в модной куртке (и подумывает о смене религии):
Schmied - Баку - старый город
Место, где снималась сцена из всем известного кино: "Чьёрт побьери!!!"
Незаметно настал вечер
и мы отправились кататься по городу
и под "занавес" - отличный ужин!
АF - Эмиль нам очень помог. Сначала мы вдвоем с ним на машине колесили по городу и искали шиномонтаж. Непростое занятие - местные не берутся за такую работу. Вот и приехали к приятелю Эмиля в Харлей где нас любезно приняли.
На пути все время встречаются интересные люди, так и в этот раз. Меняли колеса в Харлее и завязался разговор с одним из парней по имени Стас. В итоге, давайте, говорит, я вам город покажу. Конечно, да! Рванули вместе, заехали прямо в Старый город. Красотища. Уютные улочки, атмосфера старого Баку. Жалко, что там в гостинице не остановились. А ваще Баку, по сравнению с моим последним визитом 8 лет назад, преобразился. Набережную не узнать. Много новых зданий, глаз радуется. Размах на лицо. А ночной Баку отдельная песня. Молодцы. На фото мотоцикл Стаса:
Пекарня на улице
Бабуля наблюдала за Саней, развлекуха
Да, шашлык в этот вечер был, наверное самый вкусный за всю поездку. Там нам еще принесли компот местного производства Кизил с фейхоа, очень вкусный напиток. На днях наткнулся в Москве в маленьком магазинчике, который держат Азербайджанцы, на него. Купил 10 разных банок, они были приятно удивлены и протерли даже от пыли. Говорят, только местные знают про него.
А по-утру они проснулись... Следующий отрезок увлекательного путешествия. ПАРОМ-Б...Я Упаковались в гостинице и вперед, на причал. Не знали мы, сколько предстоит просидеть в порту в ожидании загрузки... Вот так все безобидно начиналось. Нам сказали подождать около конторы, но на территории порта. Удачно нашли тень. Вдали виднеется дыра в заборе режимного объекта. Ну ничего, скоро порт переедет на новую территорию в город Алят, что в 60 км от Баку.
Предложили нам переехать к парому, ждем
Минуты медитации
Зевак, как всегда хватало. Сегодня ответственный по связям с общественностью - Тоха.Приехала таможенная служба с собачкой, но было жарко и работать не хотелось.Через семь часов ожидания - УРА, все фуры заехали и пригласили нас
Дальше размещение в каютах. Саня, как всегда попросил десять минут не беспокоить. Обычно это было уединение с бутылкой пива, но сейчас просто яблоко украденное с завтрака в гостинице...
Потом настал момент "приятного" удивления при посещении бара-столовой. Оказалось директор бара не успел сделать закупку продовольствия в Баку и поэтому на 10 водителей дальнобоев и нас четверых в запасе: 4 бутылки пива, 5 маленьких бутылок воды и несколько банок фанты. Правда обещали накормить ужином. Все это немного компенсировалось наличием водки в баре, чуть не забыл. Собственно барПрокат интеллектуальных фильмов. Анджей Вайда и Федерико Феллини отдыхают (Сериал "Мы с Ростова" - 20 серий)Schmied - Наконец-то - долгожданный момент отплытия!!!И трудяги-буксирчики выталкивают нас из порта прочь... Мы выходим из бухты на закате. Заканчивается этот голодный день ожиданий.
В трюме парома что-то около 40 рефрижераторов, охлаждение которых осуществляется с помощью дизельных установок. Дизеля и холодильники начинают работать, и чем больше они работают, тем больше повышается температура в трюме. Все коридоры на пароме, и каюты в том числе, заполнены сизым дымом от дизелей... Но ничто не отобъет аппетит у 4-ех мототуристов, которые с утра ничего не ели!
Перед сном обнаружил, что обгорели уши на солнце...
AF- - Христофор Бонифатьевич! А у нас в трюме белочки! Потом всю дорогу не покидала идея остановиться на берегу речушки, разбить лагерь и напиться под приятные воспоминания. Удалось только один раз на озере Балхаш при встрече с Лукой, но об этом позже.
А тут рассвет на барже и милый Каспий, отравленный дымом уставшего дизеля.
Из корабельного быта
И вот долгожданный порт Туркменбаши. Хело Туркменистан. Мы не забудем тебя никогда!Опять этот маленький привязался и пыхтит, тяжело ему, ветер боковой крепчал не на шутку.
Schmied - Надо сказать, что в порт Туркменбаши нас сразу не пустили, так как принимали другой паром. И опять томительное ожидание на рейде и потеря времени...
AF - После того, как прием подтвердился паром смог причалить только с третьего раза из-за ветра. Было опасение, что опять на рейд уйдем. Короче, к вечеру причалили. Пришла мадам в белом халате, все ли здоровы, перчики? Было предположение, что будут брать анализ на яйцеглист.
Все обошлось. Вот он въезд на запретную землю.
Schmied - Это самые дорогие метры дороги. Каждый метр моста стоил 1 манат.
И вот - вожделенный Туркменистан, куда мы так долго стремились! Таможенный переход и группа мотоциклистов не говорящих по-русски, с которыми мы будем еще неоднократно пересекаться в пути.
Мы подъехали к таможенному терминалу, и началась длительная, нудная и бестолковая процедура оформления въезда в страну...
AF - Первое знакомство со страной. Око старшего Брата повсюду. Полное уважение местного населения к президенту. В других странах Средней Азии такие проявления наблюдались в меньшей степени.
Тоха - Перед нами таможенное оформление проходила группа мотопутешественников из солнечной Италии. 8 мотиков BMW - 8 опытных райдеров, старшему из них между прочим было 76 лет. Они провели на таможенном посту примерно 4 часа. Нас было вдвое меньше и мы справились часа за 1,5. Впечатления: все работники приветливы и дружелюбны, работница банка при этом очень симпатична, но во всех службах, включая банк, оформление всех документов происходило рукописно (в журналах, квитанциях и т.д.). Когда оформляли таможенные декларации, попросили сделать нам копии, в результате один из сержантов заполнил на всех по второму экземпляру декларации. Когда в каком-то транспортном отделе рассказали о своем маршруте, нам его просчитали в км, и оказалось, что колеса наших мотоциклов хотят испортить 1772 км Туркменских дорог, в результате каждые 100 км обошлись нам в 4$ сборов. С погранперехода вышли 4 мая после 00.00 и поехали размещаться в гостинице Туркменбаши, при этом до гостиницы нас согласился проводить на машине начальник таможенного поста (без него в ночи мы бы долго искали как к ней проехать).
AF - Вид из гостишки на Каспий
Schmied - Пограничное оформление в Туркменистане весьма своеобразное. Оформляется все рукописно. Берем в одном окошечке бумажку, несем в другое, там забирают первую бумажку и дают другую. И так далее. Потом еще надо в какие-то окна возвращаться.
Позабавили "транспортники", чертившие наш маршрут. Они не могли в своем "Атласе дорог Туркмении" найти расстояние от Ашхабада до Дарвазы. Мы им свою карту с расстояниями показываем, а они говорят, что это не официальный документ. В общем насчитали нам 120 долларов официальных поборов с каждого.
Гостиница в Туркменбаши, где остановились также и европейские туристы.
AF - Первые километры по Туркменистану. Местами автобан, а местами ремонт, ремонт и старый асфальт. Когда-нибудь можно будет просвистеть, а пока аккуратнее.
Трасса Туркменбаши-Ашхабад
Попадаются иранские грузовики. Местные рабочие ходят в белых хлопковых масках с двумя дырками для глаз. Очень пыльно и песок в воздухе.
Schmied - Дорога до Ашхабада ничем особо не запомнилась
Перед Ашхабадом заехали в пещеру с горячим серным источником, искупались и отдохнули...
AF - А я в пещеру не пошел. Завалился на топчане и наслаждался туркменским чаем и разговорами с местным населением. Пригласили ко мне даже местного мудреца и он поведал интересные факты об Александре Македонском и о Скобелеве. Как нелегко пришлось туркменам в те годы.
Уже и люля с лепешкой принесли и салат домашнего приготовления передали с соседнего топчана в дар путешественникам, а ребят все нет. Видно подземное озеро увлекло с дороги.
Schmied - Философские беседы после лечебного купания и чай по-Туркменски:
Гостиница в Ашхабаде:
Нас нагнали наши старые знакомые
В гостинице есть wi-fi, но в интернет с его помощью так и не удалось выйти. Оплату за гостиницу брали только наличными и только в долларах.
AF - Было желание прогуляться. У таксиста спросил про старый город, историческую часть, оказалось нет такой. Сели в машину и просто прокатились. Кругом белоснежные здания, весь город облицован белой плиткой. Архитектура зданий различная, но все одного цвета... И кругом национальные флаги и портреты Гурбангулы Мяликгулыевича. Улицы - они же все широченные проспекты и мало машин. Ощущение необычное.
Туркменистан - уникальная страна среди бывших республик. Здесь смогли сохранить все законы и устои Советского союза и четко их соблюдают. Даже у милиции форма, как в 80х.
Toxa - А автобусные остановки из стекла, с кондиционерами и электронными табло… Рядом дежурит сотрудник милиции.
Ашхабад:
Оставили лишний груз в гостинице и вперед. Дорога строго на север, по указателям на Дашогуз. Кстати, на будущее всем, имеет смысл планировать маршрут именно таким образом через Дарвазу на Дашогуз и переход границы на Хиву, чтобы не возвращаться в Ашхабад. Через 60-70 км единственная заправка. В канистры, как и на большинстве заправок в Туркмении, не заправляют! Пришлось переливать:
На заправке повстречали автобус с англичанами, которые тоже ехали на Дарвазу. Они его забрасывают в разные части света. К осени он будет колесить по западной Африке.
Как обычно корабли пустыни. Крайне опасная тема в ночи.
Вдоль дорог в Каракумах вот такие сооружения. Я предполагаю от песочной поземки вовремя бурь. Интересный момент, смотришь на асфальт - он вроде чистый, а из под колес впереди идущих мотоциклов вырывается шлейф песка.
Недалеко от дороги увидели юрту и решили остановиться попить чая. Навстречу вышел добрый дедушка и пригласил внутрь.
Кровать для медитаций около юрты.
Собрали дров для костра и вперед
Присели поудобнее пока дедушка чай заваривал
Дедушка решил помузицировать по чай - затянул приятную мелодию.
Саня решил тоже попробовать, как на двух струнах звучит инструмент.
После чая дедули предложил национальный напиток - чал. Принес кастрюльку с белой жидкостью и предложил отпить. Мы переглянулись и с надеждой посмотрели на Тоху. Он единственный, кто готов был рискнуть с местными кисло-молочными продуктами.
Schmied -Крыша юрты с отверстием для выхода дыма. Именно оно изображено в центре на гербе Казахстана, а по бокам - 2 тулпара - крылатых коня.
Песок вился на асфальте. Были ассоциации с зимней снежной поземкой, песок также кружился и переползал через дорогу, образуя "сугробы".
Отворотку к вратам сперва проехали.
Андрюха взял "проводника" на мотоцикле за небольшую плату, мотоцикл у проводника через пару километров отказался ехать, пришлось Антону взять его багажом. Подозреваю, что он просто хотел прокатиться на БМВ, еще и денег заработал. Вот, наконец, и нужное направление:
Сперва дорога была укатанная грунтовка:
Потом немного песка, преодолеть который не составило труда:
И потом снова сносная грунтовка до "дыры":
И, "вот она - рыба моей мечты", место к которому мы так долго стремились! Дарваза - Врата Ада:
Что же это такое? Выдержка из википедии:
В 1971 году возле деревни Дарваза в Туркменистане советские геологи обнаружили скопление подземного газа. В результате раскопок и бурения разведочной скважины геологи наткнулись на подземную каверну (пустоту), из-за чего земля провалилась и образовалась большая дыра, наполненная газом. Буровая вышка со всем оборудованием и транспортом провалилась в образовавшуюся дыру, люди при этом инциденте не пострадали. Чтобы вредные для людей и скота газы не выходили наружу, их решили поджечь. Геологи предполагали, что пожар через несколько дней потухнет, но ошиблись. С 1971 года природный газ, выходящий из кратера, непрерывно горит днём и ночью.
AF - Остановились на пригорке в 100 м от огня. Разбили небольшой лагерь и наслаждались красотой окружающего пейзажа в ожидании заката. Неожиданно обратили внимание на больших черных жуков, которые неспешно двигались в сторону кратера. Одного накормили сыром. Как оказалось не зря - он полз, как и многие его сородичи, навстречу смерти. Оказалось, жуки изрыли всю почву вокруг дыры и остались там навсегда.
Дождались заката и пора собираться обратно в город. Решили сделать фотоссесию у края дыры.
Поставили мотики вдоль обрыва и начали щелкать. Вдруг раздался крик Сани, все бросились к его мотику, который упал на землю в сторону обрыва. Испугались не на шутку. Еще чуть-чуть и мотик мы могли потерять. Но Дарваза так просто не отпустила - с мотика слетели шлем с перчатками. Теперь они покоятся на дне в глотке огнедышащего дракона.
Schmied - По приезду было сделано по кругу вокруг пылающего кратера:
Приятно было посидеть и попить чаю в таком необычном месте
Вечерело...
Всполохи огня становились ярче
Так хотелось остаться и переночевать, но из-за потерянного времени на пароме должны были ехать обратно, чтобы успеть на границу до окончания действия визы.
Перед отъездом решили устроить фотосессию у Врат...
Это последняя фотография моего старого шлема... Боковая подножка провалилась в грунт, мотоцикл упал, и шлем с перчатками неспешно скатился в кратер.
Врата Ада - Выдержка из википедии: Ничто, попавшее вовнутрь, уже не может выбраться. Любое живое существо обречено. Попав в загробный мир через эти «двери», никто не может выбраться.
Короче, за шлемом я не полез...
AF - Ночная поездка еще то удовольствие. Только и успеваешь, а иногда и нет, объехать ямы на дороге. Еще такой процесс усугубляется кучей насекомых, желающих посмотреть в ваши добрые глаза. Но самый аттракцион - это верблюды в ночи на дороге. Их ваще не видно, реально очень опасно.
Задача была защитить Сашину голову. Одели несколько подшлемников, на лоб закрепили лямку от рюкзака. У Сани в запасе были кроссовые очки, без них была бы полная жопа.
Вобщем добрались в ночи до гостишки и отдыхать. Завтра марш-бросок до границы.
Утром Саня озадачил форумчан поиском шлема в Ашхабаде, так как с интернетом там тоже небольшая попа. Вроде и есть ви-фи и блю-пуп работает, но его нет.
В итоге, никакой инфы по мото теме в Туркменистане. Собрались и поехали искать магазин. Кого не спроси, есть такой магазин и шлемы продает. А на деле ни хрена там нет и не было. Восточные люди со всей душой хотят помочь, но получилось, что потеряли пару часов. Так и поехали.
Да, в гостишке была маленькая проблема с оплатой. На ресепшен сказали, что кредитки не принимаются. Потом сообщили, что от иностранцев оплата только долларами.
Хорошо обмен валюты был в здании и все решилось. С наличными долларами к тому моменту у нас случился затык. Паром и въезд в славный Туркменистан обошлись намного больше, чем планировалось, а банкоматы были пустые...
Берите больше долларов наличными в Азию. Берут практически везде и никаких проблем.
Schmied - Взять в путешествие кроссовые очки, казалось бы - бесполезная вещь, и захватить их с собой в Дарвазу было очень предусмотрительно.
Спасибо всем, кто пытался найти шлем в Ашхабаде по интернету.
В Ашхабаде нет ни интернета, ни шлемов!
А ехать в очках и в нескольких подшлемниках оказалось весьма сносно. В итоге до нового шлема пришлось проехать около 1500км...
AF - Вот родилась новая номинация "Соломенная голова"
Schmied - А дальше был долгий и утомительный день - дорога на границу с Узбекистаном. Мы предполагали доехать до границы до окончания действия визы - до 23:59 покинуть пределы Туркменистана...
AF - Да, пришлось поднажать, но все равно в темноте пересекали Каракум. Опасное занятие...Приехали в город Чарджоу, ныне Туркменобад, перед понтонным мостом на Фараб содрали с нас за проезд за 4 мота 50 баксов. Вариантов не было.
В итоге, подъезжаем к погранпереходу, а там полная тишина. Посигналили, потанцевали перед камерами - никого. Решили сфотографироваться на фоне ворот, чтобы утром доказать миграционной службе, что мы прибыли вовремя.
Собрались уезжать, как вдруг из будки вылез заспанный майор. Объяснили ситуацию, он обещал на следующий день засвидетельствовать наш приезд. Вся проблема была из-за того, что при въезде в страну в Туркменбаши нам сказали, что погранпереход в Фарабе работает до нулей. Вот мы и гнали, а оказалось он до 20.00 и на территорию пускают до 18.00.Попробовали поискать ночлег в виде гостишки или чайханы - безрезультатно. На следующий день должен был прилететь президент и был введен особый режим. Была опасность перекрытия дороги в сторону границы. Решили перебраться в ночи поближе к погранпереходу и заночевать на берегу реки.
Schmied - Да, а мы так спешили, не жалея сил и дисков...А ночевка на берегу была не из самых плохих, только ни пива ни чегопокрепче у нас не было...
AF - Я больше скажу, она была первой ночевкой в палатке. Так привыкли к гостишкам, что расслабились.
Проснувшись с утра, было огромное желание искупаться, но цвет воды в реке отбил желание. Как и большинство рек в Средней Азии по весне имеют цвет глины.
Schmied - Ну, а наутро нас ожидали приветливые пограничники и таможенники, которые не прониклись сперва нашей ситуацией (о чем потом впоследствии жалели, заполняя кучу формуляров) и предложили заплатить штраф за нарушение таможенного режима - 450 долларов, на что получили ответ: "Денег НЕТ!" и процесс департации был запущен...
Timofey - И милиционер стоявший чуть впереди нашего бивуака,который по всей видимости сам не понял,зачем остановил,
немного подумав(минут несколько) спросил:
зачем купались в реке?)))
Антон в свою очередь (сделав паузу)спросил:
ну что,мы поехали?)))
И мы поехали сдаваться)))
AF - 450 с каждого! Тогда депортация!
И началось... Длилась комедия с 9 утра до 20.00. Хорошо Тимофей разведал столовку, а то ваще грустно было бы.
Да, нужно отметить, что это единственный погранпереход, где были кондиционеры.
Тема с депортацией сильно подпортила впечатления о стране и особенно о туркменских гослужащих.
Тупая бюрократическая система - наследие погребенного совка, но приумноженное в разы.
При въезде в страну я объяснил ситуацию с задержкой парома и попросил сотрудника миграционной службы сдвинуть сроки транзита на два дня. Он отказал.
Я до сих пор под впечатлением от такой тупости. Почему бы не пойти навстречу туристам?
Хотя им и без нас, видимо, заебiсь. Коммунизм.
Schmied - Заявление о бесплатной двухдневной визе, объяснительная, отказ от адвоката еще какие-то бумажки. Перевод всего этого на туркменский язык. Фото фас и профиль. Отпечатки всех пальцев...
И вот мы уже можем ехать дальше, спустя 11 часов. На узбекской границе нас уже ждали!
AF - Ура! Мы свободны!
Одеваемся, хотя за бортом за 30, и на Узбекскую таможню.
Там все намного демократичнее. В здании летают птички, причем много...
На входе прикладывают градусник ко лбу. У меня запищал 37,6 и чел в белом халате, сказал, что вынужден поместить меня в карантин. На шутки сил и настроения уже не было. На третий раз температура спала до максимальной нормы 37,3 и меня пропустили. Причина повышенных градусов скрывалась в шлеме, который я напялил после целого дня нагревания на улице.
Как заметил Саня, нас там ждали. Вышел невысокий веселый сотрудник и сказал:
- Вот вы какие четыре байкера, я вас тут весь день жду.
Пока пинали баклуши на туркменском посту, мы помогали иностранным туристам заполнить бумажки, общались с проходящими местными. А на узбекском посту паренек спрашивал, есть там кто еще у туркменов? Да, четыре байкера. А че они там застряли?
Один из проходящих, ляпнул, что у нас денег нет, вот и сидим и ждем депортации.
Вобщем, узбеки вошли в нашу ситуацию и оформили по ускоренной программе, даже досматривать особо не стали.
Довольные рванули на Бухару.
В навигаторе забили одну из первых гостишек под названием Бухара. Приезжаем - здание этажей 15, как Интурист, народу ноль, вокруг темень.
Зашли внутрь, Тоха с администратором пошел посмотреть номер. Стоим у ресепшен, наслаждаемся бесплатным вай-фаем. Обратили внимание, что все ключи от номеров в ячейках.
Вернулся Тоха и доложил: номер 110 баксов, внутри убитый совок. Сразу развернулись и рванули в центр на поиски гостишки.
Нашли уютный вариант в историческом центре. Вариантов достаточно много, нужно просто свернуть в переулок и частная гостиница с закрытвм двориком в вашем распоряжении. Мы жили за 25 долл с человека, но если поискать, то можно найти 25 за номер.
Культурная прогулка по городу. Узкие улочки Бухары сохранили дух истории и советский автопром напоминает о Союзе.
Вот так выглядит старый город не туристическими тропами.
Schmied - При въезде в Бухару нас перехватил местный мотоциклист Хаёт на 250-ом эндурике. С ним же поехали утром покупать мне шлем! И на утро я был снова полностью экипирован.
Хаёт в красной футболке, спасибо ему за помощь!
AF - Спасибо Хаету! Вернул бойца в строй А прогулка по городу продолжалась
Саню не везде пускали
Наконец-то нашли плов. Оказывается его готовят с 12 до 2 дня и потом он быстро заканчивается. Тяжелая пища однако.
Специально для нас владелец чайханы приготовил изумительное блюдо. Как ни странно, но на родине культовых блюд, сложно найти что-то вкусное.
На себе похоже экономят. Но здесь душевно посидели, а некоторые даже и заснули
Тоха - Продолжая гулять по городу после обеда встретили 3-х велотуристов, которым Андрей помогал заполнять документы на Туркменской таможне, пока мы ожидали депортации. Двое французов и один англичанин, лет по 25-30, в пути уже полгода, в Туркменистан пришли из Ирана, по которому колесили 5 недель. Вот люди!
А еще позднее встретили того туркмена, который "сразил" узбекского лейтенанта-пограничника фразой про "4-х байкерах из Москвы, у которых нет денег и поэтому они ждут депортации". Все дороги ведут в Бухару!
Продолжаем гулять по чудесному городу. Жара стихла и можно найти тенек и помедитировать.
AF - Зашли на базар, Тоха выбирает сувенир - непростое занятие!
Мастер занимается росписью прям на месте
В кузнечной лавке
Вечером встретили парней из Екатеринбурга, пообщаться удалось только с Батюшкой. Находятся в свободном плавание - едут, куда глаза глядят, но с культурной составляющей. Посещают интересные места по пути.
В Самарканде, пока все спали, устроил вот такие танцы
На следующий день стартанули в Самарканд. Дорогу описывать сложно, потому что это равнинный и достаточно зеленый участок. Ощущение, что где-то под Москвой, правда с заправками жопа. В Узбекистане заправок в достаточном количестве, но бензин на большинстве из них не купить. Позже Саид объяснил, что перед посевной топливо придерживают, хотя с каждым годом ситуация налаживается.
После недолгих поисков гостишки в Самарканде разместились в старом городе. Условия похожие на Бухару. Некоторые достопримечательности оказались в шаговой доступности.
Центральный фонтан. Вечером он особенно красив - с подсветкой и танцами. Очень много местной молодежи собирается в этом месте.
Перед приездом президента городе наводят порядок. Студентки медицинского вуза за работой
Вечерний базар. Фотография уникальная. Везде можно найти фотки с ломящимися от яств прилавками, а здесь тишина и покой после закрытия. Мы все-таки успели немного закупиться сухофруктами и орешками в дорогу.
Счастливый Саша хвастается подарками для своих девчонок
Утром долгожданная встреча с Саидом. Он захотел с нами прокатиться в сторону юга через перевал. Но перед этим произошла небольшая суета с моими колесами, которую Саид помог оперативно решить. Поехали в сервис к его друзьям и занялись правкой дисков, которые успешно загнул во время ночного пробега через Каракум и потом мучился - оба колеса подтравливали.
Саид еще смог найти в городе антипрокол, что редкость для тех мест. Я был счастлив, да и парни тоже. Им надоела картина с ежечасным манометром и компрессором.
Саид от телефона по-началу не отрывался, обзванивал народ на предмет поиска антипрокола.
Один из перевалов по дороге М39 из Самарканда в Шахрисабз
После приятного обеда в горах около ручья с видом на долину двигаем дальше.
В Шахрисабзе расстаемся с Саидом - ему пора обратно домой. Спасибо тебе за помощь в дороге!
Нашли заправку с бензином не из ведра, но электричества нет и насос ручной
Жара в разгаре, регулярно обливаемся водой. Смачиваешь термобелье и помогает в течение полу часа, даже прохлдно местами.
А пейзажи все краше и краше по сравнению с западной частью Узбекистана.
Похоже на добычу белого мрамора
А дальше все меняется с каждым десятком километров. Дорога через Байсун на Денау к погранпереходу с Таджикистаном.
Ближе к вечеру добрались до Узбекской границы. Достаточно быстро прошли. И тут началось: гром и молния, ливень, засвистели снаряды в небе. Я думал всё, приехали! Война началась
Оказалось таджики разгоняли грозовые тучи, таким образом беспокоятся об урожае.
Подъехали к таджикам, выходит офицер и говорит: Быстро заходим и за стол, извините, но мясо все скушали, но есть суп и т.д.
Такого приема еще нигде не было. Первый раз с погранперехода не хотелось уезжать. После ужина предложили остаться ночевать, но дождь стих и до Душанбе 60 км, решили двигать дальше.
Дорога оказалась сложной. Капитальный ремонт, знаков нет, ночь, дождь усилился, фуры лезут. Вдруг в ночи яркое пятно - АЗС Газпромнефть, о счастье. Неожиданно. Перевели дыхание, наполнили баки и вперед в столицу. В город въехали под проливной дождь. Поиски гостиницы. В итоге гостиница Душанбе. Центр города. Здание советской постройки с замечательным внутренним садом. Условия советские, но это лучше, чем палатка в такую погоду.
Решили выспаться и поздним утром выехали в сторону Кулоба. Прощай Душанбе
После города поднялись на небольшой перевал. Тучи бороздили небо и перспективка сгущалась.
Регулярная смена ландшафта. постоянно хочется остановиться и пофотографировать, но как всегда пролетаешь большинство моментов и только воспоминания в голове.
Ими и живем..
Мечта сбылась, первая маковая полянка. Потом Тоха на эту тему пошутил на Казахской таможне, что из запрещенного только фото маковых полей. Шутку с трудом поняли, ситуация была на грани дальнейших проблем. Но все обошлось.
Разрешение на посещение ГБАО и регистрацию в Таджикистане решили сделать в Кулобе. Добравшись к вечеру до города, как обычно занялись поиском ночлега. В Средней Азии принято торговаться в гостиницах и мы решили не отклоняться от курса. Объехали три гостишки и благодаря одному из местных нашли четвертую по душе и бюджету. Там один из сотрудников предложил помощь в регистрации и разрешения в ГБАО. Утром Тоха я и сотрудник гостиницы сели на такси и поехали в местную милицию. Чел сказал, что только там делают документы. Оказалось там выходной Вс и Пн, а дело было в понедельник. Краски сгущались, не хотелось терять еще день. В милиции порекомендовали поехать в миграционную службу, так мы и сделали. Оказалось, что это единственное правильное место. В Пн все работает. Мадам в возрасте и звании взяла документы и написала список, что еще нужно. А нужно было всем сфотографироваться и в гос банке оплатить по три квитанции. В банке небольшая засада - очередь. Народ получает бабло, посланное из России родственниками. Очередь живая, полная неразбериха. Короче, все сделали. На круг ушло около трех часов. Пекло в разгаре, в гостинице воды нет, а так хотелось прохладного душа...
Я так и не понял для чего делали регистрацию, ее никто не спрашивал. А вот разрешение в ГБАО проверяли на всех блокпостах вдоль Пянжа и на выезде из Таджикистана.
Schmied - Приближаемся к Памиру. Утром переждали кратковременный ливень в недостроенном гараже, со склонов опять стрельба по грозовым тучам.
Но Памир сразу дал нам знать, что будет не все так просто. Град и сильный ливень сопровождал начало нашего путешествия по Памирскому тракту.
Сильный ливень вызвал сель и мы вынуждены были ехать по грязевым рекам.
AF - Здесь Тимофей произнес: ребята, подождите ехать, пока руки высохнут...
За рекой Афганистан. Приходит смска от МТС Добро пожаловать в Афганистан, а ребятам на мегафон пришла смска Добро пожаловать в Швейцарию!
Schmied - После того, как ливень и грязевые реки мы проехали, было очень радостно увидеть достаточно хороший асфальт вдоль берега Пянджа.
Погода и наше настроение стали стремительно улучшаться!
Тоха - За р.Пяндж ни разу не увидели линий эл.предачи. Его (электричества) там НЕТ.
AF - Ближе к вечеру остановились в чайхане не доезжая 80 км до Ванча. Присели перекусить и нам сказали, что впереди завал и дорожная техника даже еще не выезжала.
Решили там и заночевать.
Приятная обстановка способствовала отдыху. Владельцы заведения - семья 2 взрослых и четверо детишек, две девочки и два мальчика. Детвора активно помогали родителям. Вся семья вкалывала, как пчелки.
Саня решил глубоко вникнуть в план маршрута
Но его активно отвлекали
Тоха - Пока обедали-ужинали начали останавливаться фуры. Они уже узнали, что дальше сошел сель и дорога перекрыта. Кто-то из ребят пошел на прогулку и рассказал, что на кабине одной фуры увидел выцветшую наклейку "ПАМИР 2010", такую же как у меня на заднем кофре. Тогда в 2010 году Российско Украинско-Молдавская группа мототуристов на 11 мотоциклах тоже проходила по этому маршруту (я, правда, смог доехать только до Волгограда, т.к. вынужден был из-за работы потом вернуться). Из опроса водителя фуры выяснили, что ему машина досталась уже с наклейкой
AF - Утром в дорогу, задача доехать минимум до Хорога, а дальше до Гарм Чашмы. Дальнобойщики пугали завалом дороги, но ждать нет смысла и мы поехали.
Небольшой завал в процессе разгреба, ехать можно
Тоха не упускает шанса помедетировать
Очередная смена обстановки. Турки в этих краях строят дорогу.
Интересный момент, в Таджикистане детишки активно приветствуют мотоциклистов, выставляя ладони и крича Хелло. Привыкли они к иностранным группам. А некоторые детишки показывают факи. Приходит мысль, что это не к тебе, а к англичанам относится, например. На душе становится спокойнее. Детишки очень удивляются, заслышав русскую речь, они уже языка и не знают.
Добрались до Хорога. справа мост через Пянж в Афганистан. Там базар по субботам, но нам не судьба дождаться.
Очередной КПП, проверка документов. После поста на выезде из города в сторону Мургаба чайхана, еда там отвратная, но некоторые персонажи нас позабавили:
Вторая половина дня, выехали из Хорога в сторону Мургаба.
Интересная особенность в горах - ощущение, что дорога идет вниз, а на самом деле вверх.
Решили ночевать в Гарм Чашме, примерно 100 км от Хорога. Точной информации по местоположению не было. Хорошо полицейские попались на машине, правда они сами спорили минут пять - то ли мы проскочили 30 км, то ли не доехали 25. Старший гаркнул на коллег и сказал, что нам еще 25 км и справа будет счастье.
Поворот мы успешно проскочили, но справа увидели длинное одноэтажное белое здание - видимо приехали. Развернулись к мостику через ручей и вперед по асфальту. Дорога привела к небольшому частному дому, явно не санаторий. Тоха пошел на разведку, вышел мужик и сказал, что это тоже санаторий с горячим источником, только маленький.
Оказалось к настоящему санаторию вела грунтовка после моста. Развернулись и поехали в "настоящий". Взяли комнату за небольшие деньги и бегом греться в бассейн.
Объявление при входе в бассейн. Группа жителей Мургаба перевела ее, как: В бассейне в трусах находиться незяяя!
Ночью было прохладно и немного снежно, фото в 5.30 утра
Утеплились и вперед, горы ждут
В плане на сегодня перейти границу, а там как получится. Идем на Мургаб.
Других грузовиков мы не видели, только многоосные китайцы
Аличурская долина
Schmied - Чем выше мы поднимались, тем кристальнее становился воздух, даже далекие вершины можно было разглядеть до мельчайших подробностей, никакой дымки.
Ощущение такое, что голова абсолютно пустая, но небольшой физический дискомфорт все-таки присутствовал. И, конечно же, умопомрачительные красоты, которыми хотелось долго стоять и любоваться, наслаждаясь тишиной и свистом ветра, который тоже был частью этой тишины.
Добрались до Мургаба залили в бак какую-то жижжжу и завалились в чайхану. Это на территории новой гостиницы, а горе-заправка напротив.
На фото гостишка с чайханой. Внутри уютный дворик и отдельные домики для трапезы. Кухня достойная и можно немного поспать
Заправляемся….
Вид на поселок Мургаб
Дальше наша дорога лежала ко второму, самому высокому перевалу нашего путешествия - Ак Байтал. Высота 4655метров.
Начинался снег...
AF - Ак-Байтал проехали в темпе, хотя у некоторых были мысли задержаться. Самочувствие немного утяжелилось и решено было валить дальше на Кызыл-Арт. Там погранпереход и неизвестно сколько времени уйдет.
Данные по высоте на навике немного не совпадали, но не суть
Собачка перед перевалом, как всегда на дежурстве
По дороге к следующему перевалу поселок Кара-Коль и заброшенная погранзастава с советских времен.
Саня уже писал про надвигающуюся снежную бурю. Мы в нее зашли
Прошли через бурю, несколько грейдеров и забрались на Кызыл-Арт. Нам повезло, было достаточно сухо и глиняный подъем дался без особых проблем.
На таджикском погранпереходе картина маслом. Температура - 3 и ветер свистит, как в кино. Промерзли моментом. За шлагбаумом контейнер с дымок из трубы идет.
Пошли в тепло, а там пограничник в трусах на корточках сидит около буржуйки и стирает носки. Мы уже ко всему привыкли, да и главное погреться. Быт в помещение незатейливый: стол со стулом, буржуйка и двухярусная металлическая кровать. Как они там работают? Еще и на такую высоту парней загнали.
Прошли таджиков и спустились к киргизским погранцам. Там совсем другая песня, визуально порядок и условия намного лучше. Кстати Киргизстан приятно удивил качеством дорожного покрытия и конечно пейзажами.
Schmied - Темнело и холодало очень стремительно. Прозвучала одна жалкая мысль - поставить палатки, но за неимением нормального места стоянки было решено ехать до поселка.
Нашли хибарку с надписью HOTEL: комната с 5-ю кроватями, отопления нет. Хорошо, хозяин нашел электронагреватель, который коротил и угрожающе трещал, намереваясь в любой момент вспыхнуть. Завернулись в спальники и уснули тревожным сном трезвых людей...
AF - Поселок назывался Сарытаж, первый населенный пункт после границы. Дубняк был реальный. Помещение было промерзшим и согреться удалось не сразу.
Саня правильно подметил, выпить даже не было. Утром проснулись, Тоха приготовил фирменный чай с медом и лепешкой. Навьючились, заводимся, а мой коник не хочет. Крутил, крутил - не схватывает.
Попробовали толкнуть, но такой высоте не особо, тем более вес коника ого-го. Стартер крутил как-то вяло, хотя это особенность такая. Решили прикурить от другого мотоцикла, но без результатов. Провода были хилые. После неудачных поисков машины с нормальными проводами, вернулся хозяин отеля на волге. Придумали, мля, на веревке меня потаскать. Выехали на асфальт, мот завелся, я сигналю - водитель по тормозам, а потом газу. В момент торможения веревка намоталась на тормозной диск и колесо заблокировалось. Короче, полет шмеля.
Парни подбежали подняли мот, я аклемался. Мимо проезжала буханка с инженерами из Билайна. Парни, большое вам спасибо! У них все было. Покрутили минут десять на проводах и пепелац завелся. Не захотел он на мургабском 80м бензине заводиться, хотя раньше проблем не было. Может бенз был с водой и ночью где-то что-то замерзло.
Вот так запомнилась первая ночевка в Киргизстане.
Путь лежал через Ош на Бешкек вдоль Токтогульского водохранилища. Потрясающая дорога с горными пейзажами, бурными реками и большими табунами лошадей. Вода в Токтогуле изумрудного цвета и опоясано все горами со снежными вершинами.
Schmied - После красот Памира я думал, что все красивое и завораживающее позади и нечему уже будет удивляться. Я ошибался...
Удалось наконец-то более-менее комфортно переночевать на природе, рядом с речкой, искупаться в ней перед сном...
И дорога снова пошла вверх, снова перевалы и снега
Спустились с гор, и у Антона с его мотоциклом случился ЮБИЛЕЙ:
Ночевали в санатории (не помню чего там) настоятельно рекомендованного нам Богданом Михайловичем (Бодя). Ужин провели в обществе старушек, а перед сном - танцы под баян...
Вот что делают с человеком горячий душ и пиво:
AF - Сначала был переход границ в районе Мерке. Оказался одним из самых тягомотных после Туркменистана. Огромная очередь из челнаков, но нас пропустили без очереди. Дальше собачки нюхали два раза. Но все нормально и мы в Казахстане. Связались с Бодей, мой приятель из Алматы. Сам не смог приехать, но разместил нас в уютном санатории где мы хорошо отдохнули.
Бодя не смог приехать, как оказалось позже, из-за предстоящего своего дня рождения.
Богдан Михайлович приготовил для нас обширную программу с посещением Чарына, Поющего бархана, Алтын Емеля, но мы так надубасились по дороге, что пришлось отказаться.
По дороге на Балхаш увидели огромные поля с маком, как же не запечатлеть
На базе долгожданная встреча с Лукой.
Саня полез наверх, все нужно проверить
Небольшое ожидание хозяйки, прохладное пиво и обмен впечатлениями
Через время появился небольшой самолет и начал нарезать круги. Ребята пошутили: Бодя прилетел. Оказалось, почти в точку, это был его брат. Но приземлиться на старой полосе не удалось, местные натянули проволоку.
Schmied - Полюбоваться маковыми полями - это был один из важнейших "пунктиков", но до этого момента они были локальными клумбами. Но наконец-то мы увидели настоящие маковые поля:
AF - А на базе тем временем марина приготовила уху из сазана. Просто объедение. Сказать честно, соскучились по домашней еде.
Довольные лица парней в предвкушении ухи и водочки
Дружно встретили закат и некоторые пошли спать
Утром фото на память и расстаемся с Лукой, у него обширная программа в гостях у Боди
И где мы? Уже в Караганде
Schmied - С большим удовольствием вспоминаю время проведенное на Балхаше. Встречу с Саней,
антураж заброшенного пионерского лагеря, степь, ветер, ржавые железки, банька и теплые воды Балхаша.
Первые глотки пива после того как слез с мотоцикла самые вкусные
Обследование окрестностей
Закат
Задушевные разговоры
Тимофей, да у тебя же колесо-то ПЕРЕКАЧАНО! Щас спущу...
Дальше была ровная дорога по степи, ни справа ни слева не на что посмотреть. Единственным оазисом на этом пути было местечко Боровое:
К вечеру доехали до Астаны. Поколесили немного по городу в поисках подходящей гостиницы. У одной из гостиниц подъехал человек на машине, подошел к нам, поговорил с Антоном, и после этого пошел и оплатил нам гостиницу.
Тоже вроде просил передать привет Путину.
AF - Так и было, человек рассказал как он недавно был в Москве на операции в Бакулевском центре и как его тепло приняли там. Теперь он тоже хочет сделать, что-нибудь доброе для путников из России. Мы отказывались от помощи, очень неожиданное предложение для нас , но добрый человек настоял и еще владелец гостиницы выгнал свой лексус из гаража для спокойной ночевки наших коников. Вот так бывает. Шарик круглый, добро оборачивается добром
Schmied - Дальше был таможенный переход Казахстан-Россия. И вот, мы уже на родине:
Степь сменилась лесами и полями, радующими глаз. Подъезжаем к Омску:
А в Омске нас встречал Степан:
Переночевали в пентхаусе в мастерской
А на утро двинули в ПЭК - упаковывать мотоциклы. Степану - огромное спасибо, что понянчился с нами!
Ну, вроде все готово, можно ехать в аэропорт!
СМС-ка маме: Мама, мы скоро вылетаем! Проехали 9500 км, потратили около 60.000 руб. На мотоцикле ездить не хочу. Жди, очень хочу домой! !!
Видеоролик про поездку: