Тюнинг для эндуро и туристических мотоциклов

сделано в России

Тюнинг для эндуро и туристических мотоциклов - сделано в России

Онежское поморье 2019

20191218_163943
Начать повествование о нашей летней поездке вокруг Онежского полуострова, в конце июня 2019, хотелось с небольшого отступления:

Два года тому назад также в конце июня, но еще 2017 года мы предпринимали попытку проехать против часовой стрелки данный полуостров на чекушках, точнее сказать на 2 чекушках: хонда CRF250X, XR250R и….квадрик гризли 450 в качестве ослика, заваленного походным скарбом и топливом. В ту поездку собрались ехать втроем, я (Саня Прокурор), Леша (Крот) и Саша (Шмид) и, для нас для троих, то путешествие было «пробой пера» в таком формате, а именно — заброска легких мотиков в прицепе из Москвы в п. Луда Архангельской области, а потом полуавтономное путешествие по раскисшему зимнику. Сейчас, забегая вперед, хочу сказать, что намеченный 450 километровый маршрут мы тогда так не прошли как по причине развалившегося подшипника балансирного вала на црфе в первый же день, примерно после 45км жесткого раскисшего зимника. А так же и по причине очень слабой нашей подготовки к той поездке. Мы серьезно промахнулись с расчетами по топливу, взяв с собой полные баки нашей техники и всего около 100 литров топлива, увязанные на квадрик. Но уже менее чем через 40 км лесного участка зимника гризли опустошил 20 литровый бак, поскольку шел с огромным перегрузом и регулярно кувыркаясь в колеях из-за этого всеми четырьмя колёсами в небо. Поскольку чекушки мы раньше использовали только для внедорожных покатушек, а путешествовали на более тяжелой эндуро технике, то слепо рассчитывали на доставку нашего шмурдяка силами квадрика, и даже не заморочились с багажными системами для мотоциклов. Ну а Леха Крот даже не заморочился с покупкой для себя чекушки))). Саня Шмид взвалил на свои и црфа плечи 80 литровый походный рюкзак, Крот оседлал моего старенького ХРа, мне же досталась участь квадроциклиста, благо выпросил у супруги ее квадрик под наши нужды. Непосредственно перед поездкой получили от нашего товарища и путешественника из Питера Вов4ика ценной информации по началу маршрута и контактами местных на всякий случай. В итоге первый участок примерно 45 км.от п. Луда до побережья белого моря и п. Перто-минск мы промчали кашляя кровушкой по высокой воде при средней температуре в конце июня +3С и дождик со снегом аж за 10 часов, чем очень удивили местных, которые сообщили нам, что в это время по зимнику уже и еще ни кто не ездит. А дальше был теплый прием семьей Агафоновых — Аркадием и Иваном у них в гараже, размещение на ночлег, баня, попытки вернуть в строй сдохший Црф, полеты на рейсовом Ан 2, жареная на костре навага и корюх, душевные разговоры, северная поморская природа ну и конечно наш любимый доктор Август….морошковый, черносливовый, клюквенный, брусничный… Конечно без помощи братьев Агафоновых и их северного гостеприимства, впечатления были бы не полными. Спасибо вам за это большое. Здесь хочется сделать ремарку, что Аркадий и Ваня жители Пертоминска, заядлые мотоциклисты несколько раз проезжали намеченный нами маршрут вокруг полуострова на мотоциклах лифан. В ютубе и на Мототревелсе есть их фильмы о путешествиях «Онежский с двух колес.» Аркадий управляет местным Пертоминским аэропортом, а его старший брат Иван преподает несколько дисциплин в Пертоминской школе.
Тем не менее, эвакуация была неизбежна, а оставлять хоть и мертвый црф за полторы тысячи км от дома, Александр Шмид не горел особым желанием)) Для нашей эвакуации к оставшемуся авто с прицепом в п. Луда нужно было совпадение двух условий, причем последовательно… Местный лодочник Борис должен был починить свой баркас. А чтобы начать его чинить ему нужно было прекратить бухать в том числе и с нами))). Разорвав нашими осознанными действиями этот порочный круг, через пару дней ожидания мы все же погрузились с техникой на баркас, и уже через пару-тройку часов морской прогулки закатывали технику в наш прицеп. Подводя итоги той поездки весь наш коллектив пришел к мнению, что такой формат путешествий нам очень интересен, нужно немного серьезней подойти к подготовке техники, проработке информации по маршруту и, обязательно, в будущем проехать не покорившийся нам с первого раза Онежский полуостров.

Фото с прошлой поездки — здесь

Так, идея с повторением данной поездки постоянно витала в нашем общении, но все время откладывалась на неопределенное время. За это время, мы как вместе так и по отдельности, совершили несколько путешествий в разные места нашей необъятной и стран СНГ  на  тяжелых эндурах, сменили црф и Хр на инжекторные  Кавасаки клх 250 и Ямаху вр 250р, подготовили их для путешествий по бездорожью. Леша Крот к 2019 году обзавелся еще и 530КТМ, новым местом работы, и как следствие отсутствием отпуска иииии…….беременной супругой))), так что, давно планируемая нами поездка на Алтай, явно была под угрозой срыва.  Пока проводил переговоры с женой и Питерскими Вов4иком и сотоварищами о совместной поездке на Алтай, раздался звонок Саши Шмид: «Какие планы?  Нужно повторить поездку вокруг онежского и завершить начатое два года назад». Состав нашей бригады претерпел изменение, и вместо заботливого мужа и ответственного работника Леши Крота, к нам присоединился не менее ответственный  многодетный Борис… Они одновременно со Шмидом купили год назад новые Кавы клх 250 и уже успели их обкатать в нескольких совместных эндуро путешествиях. После такого предложения, я звякнул Вов4ику, и отказался от поездки на Алтай, поскольку тоже не мог выделить 4 недели на эту поездку.

День 1 Итак, наш старт был намечен на конец июня 2019, но опыт 17 года говорил, что ориентироваться лучше по фактической погоде. Закидывать мотики (примерно 1.3 тыс.км от Москвы до п. Луда было решено на любезно предложенном Борисом его же бусике Фиат Дукато.) 26 июня в ночь стартанули в сторону Архангельска и Северодвинска по Ярославке.

20190626_025437

20190626_211013

20190626_214738Дорога нами езжена не первый раз, поэтому пролетела быстро, и к вечеру уже были на точке выгрузки мотиков, и старта мотоциклетной части путешествия. Выкатили мотики, опять порадовались белым ночам, за приезд распили нашего верного спутника Доктора Августа и отсыпаться в бусик..

20190626_220420

20190626_220549

20190626_221502С утра по плану — укрепить  шмурдяк и  топливо, легкий завтрак и стартуем. Предполагалось проходить маршрут против часовой стрелки. Условная протяженность окружности Онежского полуострова составляла примерно 450км, для чего мы рассчитывали доехать по уже известному нам зимнику до п. Пертоминск. Там найти переправу через р. Уна шириной примерно 4км и дальше ехать пляжами с заездами с немногочисленные поселки. Проживание планировалось в палатках, в день планировалось проходить не менее 70 км, при этом мы брали запас топлива в канистрах и баклажках из расчета полный бак + более 20л на каждый мотоцикл, что помимо веса походного инвентаря, очень серьёзно утяжелило наши мопеды. Но рассчитывать на покупку  топлива у местных не хотели, да и как показал опыт бензин там и так на вес золота.

20190627_123122День 2. Проснувшись на полу Дукато с запотевшими наглухо  окнами, и ощущением начала путешествия во рту, быстро позавтракали, долго распихивали баклажки с бензом по сумкам. Боря выдал каждому участнику нашей экспедиции по заранее разлитой пол литровой бутылочке чистого спирта, и мы стартанули в сторону зимника и конечной точке сегодняшнего дневного перегона — поселка Пертоминск, где нашего приезда уже ждали братья Аркадий и Иван Агафоновы. Погода отличная, светит солнышко, настроение боевое. Первые же ощущения, что мотик сильно перегружен, но радует, что на этот раз я все-таки на моте, а не на груженом 300кг груза 26 сильном Ямахе Гризли. Первые несколько километров обычного проселка и уходим на Т-образном перекрестке налево в лес. Здесь начинается зимник.

20190627_131536Мы с Сашей к этому готовы, но Боре по-ходу приходилось сложнее. Сразу должен сказать, что Кавасаки были обуты хоть и в более менее злую, но все-же универсальную резину Митас Рокрайдер МС23, я же поставил средней потертости кроссовую Мишлен Старкрос медиум на зад и какую то средней паршивости и потертости кроссовую (добытую накануне из недр гаражных обносков) на перед. И не пожалел.

20190627_132901

20190627_143251

20190627_143719

20190627_154725

20190627_155939Так лужа за лужей, болотце за болотцем, мы плавненько продвигались вперед, ведь мы знали, что впереди — посередине сегодняшнего маршрута будет лесная сторожка, где и решили передохнуть и перекусить. Что мы и сделали, ну а я запрыгнул в озерцо примерно в 100м от лесного домика. Пока отдыхали услышали звук мотора, но он странным образом не приближался и не удалялся от нас.  Перечислив все виды возможного наземного и водного транспорта с ДВС,, а также бензопилы, мотокультиваторы и мотоблоки, примерно спустя минут 40 из леса выехал вот этот каракат. Управлять сей колесницей изо всех сил пытался мужичок из Пертоминска, который в это день купил его и перегоняет к себе домой (45 км полнейшего бездорожья). Он был удивлен видеть нас не меньше чем мы его и сообщил, что скорее всего, в этом сезоне по этой дороге еще ни кто не ездил на колесной технике. Покатал нас на своем пепелаце и мы договорились, кто первый доедет до Пертоминска тот, в случае чего и будет организовывать спасательную кампанию по эвакуации не доехавших.. На том и порешили.

20190627_155940

20190627_170002

20190627_170003После сторожки дорога становиться чуть лучше, но по мере приближения к морю, и смене хвойного и смешанного леса на лиственный с высокой травой, появляется глубокая и мокрая глина. Совместными усилиями выбираемся через деревню Красная горка на берег моря. Дольше по берегу примерно 15 км до пункта назначения. Но попадаем в прилив и идем по высокой воде, тщательно всматриваясь на предмет скользких валунов под водой. Затем небольшой  (примерно километр) каменистый пляж с булыжниками  и сыпухой. Слева вертикальный высокий берег, справа прилив и под колесами булыганы, но ехать в стоечке можно. Остановился и заднее колесо сразу же стало затягивать  в няшу. (*глиняно песочная зыбучая ловушка, почти не отличимая от обычного морского дна на отливе) Вдвоем с Борей еле выдернули груженую чекушку. А вот уже и виден на берегу красавец Пертоминск.

20190627_212836Ранее в поселке действовал рыбсовзоз, сейчас же люди выживают как могут, в основном рыбалкой и охотой.

20190628_142847

20190629_023731По приезду нашли Аркашу, и он любезно предложил нам остановиться в  Vip комнате для пилотов в аэропорту Пертоминска. От такого царского предложения мы не могли отказаться и с огромным удовольствием завесили всю комнату нашим потным и грязным экипом.  На эту дорогу мы потратили примерно 11 часов. Ну а дальше Агафоновым был вручен жидкий гостинец и к нам в гости опять пожаловал доктор Август)). В планах на завтра было договориться с лодочной переправой на другой берег р. Уны и по возможности это осуществить, ибо мы прекрасно понимали к чему может привести даже кратковременная ассимиляция в Пертоминске. Но нашим планам не суждено было  так легко осуществиться…

20190629_023732

20190629_023733День 3  Утром, выглянув в запотевшее окошко аэропорта, увидели, что небо затянуло тучами, идет дождь. Выйдя на крыльцо, поняли, что ветрено и на море виднеется приличное волнение. Подошедший Аркадий сообщил, что старый паром, на котором мы эвакуировались в предыдущий раз, прогнил и стоит второй год на берегу. В поселке осталась одна более менее большая лодка на которой возможно нас перевезти на другую сторону, но при таком волнении в море она вряд ли выйдет, тем более груженая. Судя по прогнозам, а Аркадий, как начальник аэропорта получал оперативные сводки по радиосвязи, улучшения погоды в ближайшие дни не предвиделось.  Вечерком сходили в баньку, отлично попарились. После бани, у меня родилась шальная и как показал опыт идея половить рыбки в море с причала.  Правильней всех поступил Боря, который пошел спать в аэропорт. Описывать подробно дальнейшие события не буду… Утром пришли к мыслям, что завтра нужно обязательно прекращать активный отдых в Пертоминске и выдвигаться либо дальше на маршрут, либо опять возвращаться обратно, но последнее делать  очень не хотелось

20190629_193246

20190629_193247День 4  За время обитания в аэропорте Пертоминска, мы получили от Аркадия графики приливов и отливов по пути нашего дальнейшего следования, что очень сильно в дальнейшем нам помогло. Но сильный ветер, дождь и соответственно волнение на море не позволяли нам найти лодку со смельчаком для переправы на другой берег. Что мы только не делали: обошли почти всех владельцев маломерок и каждый из них отвечал нам, что он очень хочет жить, и в такую погоду в море не выйдет. При этом многие выходя в сапогах и семейниках на крыльцо слюнявым указательным пальцем молниеносно определяли скорость ветра в 15м/с и его направление. После чего следовал неминуемый отказ в переправе.

20190629_193248

20190629_193250

20190629_193251

20190629_193252Уже второй день мы бесцельно слонялись по поселку попутно скупая запасы рыбы у местных для приготовления беломорских сашими (строганины из лосося) и созерцая непогоду из окна нашего жилища. Но в один прекрасный момент нам позвонил Аркадий и сказал, что в непогоде ожидается небольшой перерыв, а ветер должен сменить направление, у нас есть минут 20 чтобы собрать свои пожитки и приехать на берег, чтобы он с братом на своей казанке перевезли нас в три рейса на другой берег. Наверное это были самые быстрые сборы в истории, даже в сравнении с армейскими нормативами. Через пол часа мы уже загнали по мокрой доске в казанку первый Сашин КЛХ и он с братьями Агафоновыми отправились в первый рейс и скрылись из поля зрения.

20190629_203450Через минут 50 лодка вернулась, погрузили мой Wr. Действительно, пока не вышли на фарватер переправы, волнение было не очень сильным и позволяло иногда выводить катерок на глиссер, но в метрах 800 от берега, где с моря дул ветер сразу же начиналась волна выше метра, правда достаточно длинная, что позволяло нашему шкиперу Ивану Агафонову виртуозно проходить их малым ходом постоянно играя колонкой управления двигателем. Ветер и волна постоянно нарастали, и мы понимали, что при следующем рейсе переправа будет еще сложнее. Когда мой мотик выгрузили на берег и мы воссоединились со Шмидом, вдруг вспомнил об оставленной в казанке бутылочке сладенькой наливки, о чем крикнул братьям. Но, не долетев до нас пару метров, пузырь разлетелся вдребезги, ударившись о камень. Тем долгожданней была встреча с нашим третьим участником Борей и всеми нашими запасами провианта.

20190629_203515

20190629_210820Потом были дружеские объятия с нашими друзьями Агафоновыми, фото на память, и куча благодарностей. К слову говоря, они наотрез отказались от наших настойчивых требований оплатить им если уже не переправу, то хотя бы стоимость бензина для катера. Спасибо мужики вам огромное.

20190629_210821Радуясь, как дети, тому что все прошло благополучно, и понимая, что обратного пути уже нет, отметили удачную переправу и двинули в направлении поселка Яреньга. Особого плана не было, главное, что мы продвигаемся вперед. Ландшафт на этом берегу радикально отличался от предыдущего нашего пути. Невысокие холмы и равнины, очень глубокий и пухлый песок, почти полное отсутствие луж и сосняк. В общем красота.

20190629_235851Движемся по лесу в полу-километре от берега моря, дорога с глубокими песчаными колеями, проходимо только на 4х4 технике и мотоциклах. Проехав за вечер километров 25 начинаем искать место для ночевки, и натыкаемся на берегу моря на рыбацкий домик (тоня), куда и решаем заселиться, чтобы не морочиться с палаткой. Опережая события, скажу, что все наши последующие ночевки были в таких тонях, и мы легко обошлись без палаток. Только пенки и спальники. Часть домиков были закрыты, но большинство открыты.  В большинстве домиков есть минимальная утварь — печка, пару-тройка коек и стол с лавками. В общем DELUX Luxury beatch resort and wellness. Все окошки обрешечены или перемотаны колючей проволокой, от нежданных косолапых гостей.

20190630_000424

20190630_002542Погода шикарная, белая ночь, шум прибоя, свежесоленая красная рыбка под рюмочку, в котелке кипят макарошки с тушеночкой, рассматриваем маршрут на карте, понимаем, что прошли меньше 40 км, а должны не меньше 70 в день, и вряд ли уложимся в сроки… благодать. В первом часу ночи стук в дверь, открываем, мужичок налегке, попросил воды. Мы его накормили, напоили, а он рассказал, что идет пешком из Пертоминска в Летний Наволок, где дом его матушки, путь на несколько дней. Идет по отливу вдоль берега, чтобы не наткнуться на медведя в лесу.

20190630_002543День 5й. С утреца завтрак от Бориса и в путь. Через 10км приехали в Яреньгу, небольшая поморская деревушка на высоком морском берегу.

20190630_102050Обновляем запасы провианта в сельском продмаге, общаемся с местными. Нас предупреждают о сложностях дальнейшего каменистого участка после следующего поселка Лопшеньга, и который нужно проходить только на полном отливе.

20190630_102051На выезде из Яренгьги есть музей рыбацких лодок – карбасов под открытым небом. Вот так путешествуем и просвещаемся. Путь от Яреньги до Лопшеньги ни чем особенно не запомнился. В Лопшеньге пополнили запасы пресной воды из колодца, отслушали лекцию и молебен  местного смотрителя часовни, который проезжал мимо нас на, покрашенном из баллончика золотистой краской,  китайском мотоцикле и в ходе разговора позвал на экскурсию в часовенку.  Поскольку приход маленький, то батюшки в поселке нет. Смотритель увлечен в своем веровании, подробно рассказал о каждой иконе и трудностях восстановления святыни. Прочитал молитву о странствующих, пожелал нам удачи. Делаем небольшие пожертвования и в путь.

20190630_161908Через несколько километров по берегу приближаемся к каменной гряде, слева вертикальный отвесный берег высотой более 15 метров,  справа море с уходящими в него валунами выше колена. Первая попытка пробиться ходом по высокой воде не увенчалась успехом, возвращаемся метров триста обратно, ищем возможность пройти по верху, но разведка показала, что это нереально. Ждем отлива в ближайшей тоне, спрятанный в «надежном месте» ключ от которой, Боря нашел за пару минут)). Я отлеживаюсь, поскольку чувствую слабость и что заболеваю. Но сон и горячий чай ставят меня на ноги за пару тройку часов.

20190630_161934

20190630_161935Несколько раз ходили проверять уровень отлива, понимаем, что ожидание самой низкой воды вряд ли поможет нам быстро проскочить триальный каменный пляж. Собираем манатки и на бой. Вода за это время ушла на пол метра и открыла картину, что камни не заканчиваются берегом и уходят под воду на неопределенное расстояние. Предпринимаем попытку штурма  ходом, жжем сцепление, потеем, материмся, буксуем, скользим, на каждом втором камне бьемся защитой картера или виснем на ней. В итоге проезжаем метров 50 от силы. Перекур, решили разгрузить мотоциклы, и повторить попытку. Пробились еще на столько же. Силы и питьевая вода заканчиваются очень быстро.

20190630_193521Приняли решение толкать каждый мотик по отдельности, пока есть силы, один упирается в руль, второй крутит переднее колесо, третий пихает в багажник. Как в дальнейшем показала практика, это был безошибочный метод в самых сложных ситуациях. Через несколько часов занятия пауэрлифтингом мы прошли основные булыганы, а это примерно километр. Постоянно радуясь, что мы на чекушках, точнее чекушки на нас, а не шестисотки или литры, продвижение на которых в таких условиях почти невозможно. Вспоминаем нашего знакомого Антона на БМВ X chelendge 650,  у которого были мысли присоединиться к нашему безумию. И очень радуемся, что не надо на себе таскать его слоника.))

20190630_195702Наконец между камнями иногда стал показываться песочек и появилась возможность худо — бедно ехать своим ходом. Тут нам на встречу,  на пердящем  пару, с адовой третьей космической скоростью мчит мотоциклист, естественно мот китайский, собранный из говна и палок, намертво закрепленных проволокой дендрофикальным методом. Наездник в вязаной шапке на макушке и резиновых сапогах с подворотом едет из одного села в другое, вызвал у нас горькое разочарование в собственном скилле.

20190630_195703

20190630_213426Двинули дальше по пляжу по отливу, полуторакилометровый каменный участок позади, мы мчим по твердому отливному песку, попутно переезжая не сложные броды по колесо глубиной. Борис угодил в няшу, совместно вытянули его и радостно двинули дальше. Это был первый день когда мы проехали за день около 50 км, но с каждым днем наше отставание от графика растет. Но в этот момент, мы находясь без связи в дружной компании на берегу самого южного северного моря поймали дзен мототуризма и поняли, что больше торопиться нет смысла, пусть будет как будет, пути обратно точно нет. Также мы успокаивали себя, что судя по прочитанным отчетам бывалых и рассказам братьев Агафоновых это должен был быть чуть ли не самый сложный ездовой день. Как же мы тогда заблуждались….. Переночевали в очередной тоне на красивом берегу, доели соленую рыбку.

20190630_214039

20190630_215259

20190701_003238

20190701_020709

20190701_020710

20190701_020711

20190701_020712День 6й. Держим путь на Летнюю Золотицу — конечный поселок куда летают рейсовые кукурузники АН2 из под Архангельска, где нам нужно пополнить запасы провианта, воды и попробовать купить бензин. Также по карте здесь мы должны пройти в брод речку Золотицу. Путем не долгих расспросов находим пацанов, который находят на дне ржавой бочки бензин марки бензин с водой и осадком по 60 или 70рэ за литр, наполняем баки и уверенные, что теперь нам точно хватит топлива двигаем к броду.

20190701_140652Объехав деревню с тыльной стороны, местные указывают примерное место брода. Которое сосем не совпадает с обозначенным в MAPS.ME. Нам советуют ждать отлива. Мы перекусили, но вода в реке бурная и действительно уходит быстро в строну моря, но ее уровень, за время нашей трапезы в меньшую сторону не меняется. Комары и мошка вовремя сориентировались и не желали упускать свой бизнес-ланч в виде трех эндуристов. За время поглощения консервов под стихи местного подпитого поэта, решаем не ждать полного отлива и промерять брод. В принципе, река не очень широкая, метров 60 шириной, глубиной только на выходе существенно выше колена. Но течение сильное, а камни на дне здоровые, подвижные и очень скользкие. Страхуя друг друга без особых проблем переправляемся на другой берег не разгружая мопеды.

20190701_191047Следующий населенный пункт Пушлахта, до него около 40км. Вначале движемся по отлично накатанным лесным дорожкам по сосновому лесу, через несколько километров судя по нашим картам, нам нужно уходить круто налево, чтобы обогнуть мыс. Проезжаем еще несколько километров и……понеслось. Какие либо следы колесной или гусеничной техники, оставленные в этом году отсутствуют напрочь. В радиусе нескольких метров медвежий помет разной степени свежести и характерные следы лап с когтями глубиной до 5 см и размером больше наших кроссовых мотобот. Пытаемся шутить, что это коровий навоз и это просто место прогона скота, да и в принципе местность изобилует отличными болотными пастбищами. Местность холмистая, как только идешь на подъём грунт твердый, видны очертания дороги. В любой же низине либо болото, либо прогнившая и затопленная гать с отсутствующими по пару метров участками бревен или наискось вывернутыми бревнами. По лесу объехать нереально, бурелом и болота. Также добавляет антуража валежник, который в этом году естественно ни кто не пропиливал. На первое болото потратили наверное час и пару баклажек с питьевой водой.

20190701_222924Вернулись к уже отработанной технике перекатывания одного мотоцикла втроем, с одним лишь отличием, что таскали мы уже заведенные мотоциклы, чтобы отпугивать этих удивительных лесных коров со странным  следами. Также было решено вообще не глушить, ждущие перетаскивания мотоциклы. Бог эндуризма посмотрел на наши успехи и включил нам все прелести мототуриста в виде дождя и мошки с комарами, и больше в тот день и вечер этот опцион уже не выключал. Болот с гатями и без становилось все больше и больше, сухих участков все меньше и меньше. Каждое последующее болото было сложнее и глубже предыдущего. Расстояния между ними сократились до 100-150 метров. Запасы воды резко сокращались, а количество свежих медвежьих лепёх наоборот росло. Складывалось ощущение, что косолапые насколько могли, хотели нам подгадить. Силы катастрофически покидали нас, передыхи становились больше, к тому же у нас оставалась одна полтарашка воды из ручья на всех.

20190701_222934Пополнить запасы проточной водой в таких застойных болотах не было. В определенный момент у нас проскользнули крамольные мысли о возвращении, потом о ночевке под тентом на болотах, но сухих мест под палатку почти не было, а внутри все же была мысль, что болота не могут длиться вечно. В очередной момент взглянув в навигатор я увидел, что впереди нас ждет болото, которое больше всех вместе взятых и длиной почти километр. Я не мог скрывать своей радости и не поделиться новостью с ребятами. И вот оно, ровненькое, уходящее вдаль ковровое болото. Через 5 метров движения, все три мота повисли на боковых сумках. Нормальное начало)). Решаем пробовать спешиваться и бежать рядом с мотом. Но вначале мы допустили ошибку и решили двигаться по желтеющим во мху,  явно прошлогодним следам от внедорожной техники. Поскольку сфагнум за это время не смог укрепиться, то наша техника постоянно проваливается двумя колесами и на ее выковыривание тратятся остатки сил. Питьевая вода уже закончилась, но остался дождь и мошка, но на это уже плевать.

20190701_222935Тут Боря находит в закромах багажа полторашку с пивом. Под слоем говнолина она не отличалась по виду от других баклашек в которых мы везли с собой бензин, именно это и уберегло ее до этого чудесного момента. Непонятно что делать с Борисом после этого, то-ли побить, то-ли расцеловать…  И тут, съехав с набитой колеи, я понимаю что при правильном дозировании газа со сцеплением на старте и постоянном балансе на подножках при движении на ровном газу моя Ямаха может передвигаться по этой трясине. С двух попыток пересекаю все болото. Затем Саша и Борис также удачно финишируют. Пара глотков живительного пивка и быстрое прохождение такого сложного участка это совпадение…?! Не думаю))).

20190701_223636Наконец выехали на берег моря к тоне, но она оказалась занята местными. Следующая тоня была закрыта, ключ не нашли. И только третья тоня оказалась открытой и свободной.

Это был триумф скорости передвижения. За 6 часов мы проехали аж 12 км.

20190702_005938Это была самая «люксовая» тоня — со светодиодным освещением от аккумуляторов. Растопили печь, развесили одежду, приготовили ужин, и пошли любоваться закатом, который здесь не прекращается до рассвета…

20190702_015943День 7-ой: А утром опять в болота.

20190702_153624

20190702_154003Вскоре болота закончились и продолжилась сносная лесная дорожка.

20190702_175616Уже вскоре мы были на крыльце сельмага в поселке Пушлахта.

20190702_185159Наполнили бутылки из минерального источника:

20190702_185457

20190702_191524

20190702_191659

20190702_191941После перекуса свежекупленными  пельменями с майонезиком, принимаем решение продвигаться дальше.

20190702_193440

20190702_202321

20190702_205117Местные предупреждают о броде, который проходим только по малой воде. Набираем в местном фонтане (бывшая колонка) питьевой воды и выезжаем на берег.  Но вода самая высокая и отлив только начался. Коротаем время, поскольку двигаться нужно по морю, а отлив каждый момент открывает все новые и новые булыганы. Но мошка, комары, полуночное время и накопившаяся усталость зовут нас вперед.

20190702_224857

20190702_224858Пару километров по воде, петляя между валунами и мы на берегу реки. Русло глубокое, пройти поперек маловероятно. Пройдя пешочком метров на 200 по воде в море, решаем объезжать реку в месте ее впадения в море, где русло уже не размыто течением, а глубина моря позволяет ехать не затопив мотоцикл. Таким образом пересекаем этот участок длиной примерно метров 300-400 выходя наискосок на ближайший каменистый мыс .

20190703_001817Поскольку время ночное, постоянно всматривались, чтобы не подскользуться на скользких камнях, всё же местами вода была гораздо выше половины колеса, и падение могло закончится для нас потерей дополнительного времени, на просушку мопедов.

Ночевали в домике на маяке. Маяк реконструирован и находится на единственном и достаточно высоком  холме. Имеется дизель установка, травка вокруг строений покошена, на территории есть гостевые домики и баня. На маяке ни души, и мы заселяемся в небольшой и уютный домик с печкой. Всю ночь и утро шел дождь, с утреца бодрящий душ из бочки и из водостока с крыши маяка.

20190703_134219День 8-ой: Сегодня желательно доехать хотя бы  до п. Лямца, в идеале до Пурнемы, где нам опять нужно поискать бензин для наших троглодитов.  Но когда стартанули, погодка быстро разгулялась, вышло долгожданное солнышко, и вот мы мчим на приличной скорости по отливу, ламинариям и камушкам, то удаляясь на полкилометра от берега, то подъезжая к нему почти в плотную. Так быстро мы давно не ездили. Получается держать скорость местами выше чем 60 км/ч.

20190703_142228

20190703_144708Достаточно часто попадаются протоки и углубления в морском дне, которые не оголил отлив, и приходится в них нырять, порой полностью погружая колеса под воду. Также, в попытках  объехать  такие места подальше от берега, можно попасть в ситуацию, когда безопасно свернуться в сторону берега уже не получится и будешь отделен от него приличным, в несколько сотен метров, водоемом.  Так мы незаметно проскочили около 50 км.

20190703_144709

20190703_145337

20190703_145338Подъезжая к Лямце, видим много местных жителей с ведрами, бидонами, баками и коромыслами. Идут за пресной водой пока отлив. В такие  моменты понимаешь,  как нам иногда все просто дается в жизни, в виде хотя бы той же воды из водопровода. Про мобильную связь я уже и не говорю. Ее не было уже 3 суток, зато как отдыхает мозг и душа без телефонов и интернетов. Лямца расположена на высоком берегу моря и разделена на две части одноименной рекой, которая легко проходится в брод. Есть магазин. Дорог почти нет, проехать после дождя можно только на полном приводе, но местная глина в момент превратит любой злой грязевой протектор в слик. Перекур у магазина, снова в продаже наш знакомый Доктор Август, разговор с местными, узнаем о сложности пути, но все заверяют, что весь путь идет по пляжу. Наличие отечественного моноприводного автопрома на огородах местных жителей нас успокаивает.

20190703_160624

20190703_160631

20190703_164225До Пурнемы ровный песочек, но есть в середине один мыс о чем нас предупреждали местные, где песок настолько рыхлый, что не только не позволяет груженой 250ке выйти на глиссер при максимальной оттяжке на полном газу, но переводит движение в мотоходьбу. Ни встречал таких песков еще ни где, ни в карьерах Подмосковья, на в Мещерском заповеднике Рязанской области, ни в песках Кузомени или пляжах Онежского озера. В общем просеменили как лошары ноженьками, попотели. И , как пел В.Р. Цой: «это не стало преградой в прогулке романтика». Стали встречаться трактора с прицепами и каракаты с рабочими, которые собирают на отливе ламинарию и вывозят на берег, где ее в дальнейшем сушат, перед отправкой на производство.

20190703_175707Вот мы и в Пурнеме. Это большой поселок, с хорошими утрамбованными грунтовками, аккуратными домиками, несколькими магазинами с вполне вменяемыми ценами. Общаемся с местными, без особого труда у местного охотника и владельца квадрика и бурана покупаем бензин по вменяемым ценам около 50рэ, обедаем батоном сервелата и «заморской» икрой с репчатым лучком. Впервые за почти 4 дня обнаруживаем мобильную сеть. Нам говорят, что дальше дорога хорошая, но при этом называют ее «лесовозкой». В моем понимании лесовозка это направление в лесу с колеей по пояс в глине, поэтому решаем не вставать на ночлег и продолжить путь .

20190703_195500Перед отъездом заезжаем посмотреть расположенную тут же Никольскую деревянную шатровую церковь 1618 г. Не смотря на надпись на табличке, о том что  этот памятник архитектуры федерального значения охраняется государством, церковь и соседняя постройка находятся в упадническом состоянии.

20190703_200142

20190703_200143Выезжаем на лесовозку и понимаем, что это идеальная новая грунтовка, с откопанными обочинами, и всей полагающейся инфраструктурой в виде строящихся мостов. С одной стороны понимаю, что ехать по ней после наших приключений на скорости выше 100кмч сплошное удовольствие, с другой стороны предвижу скорое окончание нашего замечательного путешествия. Так погрузившись в эти глобальные мысли о сути бытия и прелестях мототуризма, немного оторвался вперед от Бори с Сашей и тут вдалеке вижу животное на дороге, подумал — наверное олень, больно для собаки велик. Но подъехав уже на метров 30 и сбавив скорость, олень оказался здоровенным волком,  который при виде меня не очень охотно сменил свой курс и спрыгнул в обочину. Не желая более тесного общения с представителями местной фауны, я не долго думая, накрутил ручку газа. Через непродолжительное время мы выскакиваем на уже знакомую нам трассу Северодвинск-Мирный. Нам налево . Еще несколько десятков километров и мы возле нашего бусика. Все, мотоциклетная часть путешествия окончена.  Силы на исходе, за день мы проехали около 220 км, а это ровно половина расстояния всего недельного путешествия. Переполняемые впечатлениями,   отмечаем удачное преодоление маршрута на пирсе в поселке Луда, очень рады что мы и техника выдержали этот далеко не простой маршрут.  На утро сборы, завтрак, заезд в Северодвинскую баню. Последний раз мы видели горячую воду около недели назад, поэтому рассказывать о уровне блаженства не прибегая к высоким народным и поэтому не очень литературным эпитетам я не буду. Через 15 часов пути мы уже были в нерезиновой.

20190703_233249

20190703_234348

20190704_004804

20190704_004810

20190704_005252

20190704_005258Пы.сы. Подводя итог, хочется отметить, что в каждой поморской деревушке нам задавали один и тот же добрый и по своему наивно-искренний вопрос: «почему мы к ним приехали и зачем нам это всё надо?» Так вот для себя я нашел ответ. Ехали мы за уединенностью и нетронутой природой поморья, а в подарок, помимо того что искали, получили бескорыстную помощь и доброту общения людей, которых мы встречали на своем пути. Ощущение помощи и поддержки от Саши с Борей  тоже ни раз не покидало  меня в этой поездке. Буду надеяться, что это взаимно)). Не было даже намека на внутренний дискомфорт, но говоря уже хотя бы о мысли на конфликтную ситуацию в наше  коллективе. Пройденный маршрут был бы гораздо более сложным для прохождения без поддержки наших друзей семейства Агафоновых, в особенности Аркадия и Ивана., а также многих людей которых мы повстречали на нашем пути, а также помогали советами при подготовке. Спасибо Вам большое. Русский Север прекрасен, он везде разный. В Салехарде и Уренгое один, совершенно иной на Северном и Южном берегах Кольского полуострова и Рыбачьем полуострове, но объединяет Север одно — сюда хочется возвращаться снова и снова.

IMG-20190705-WA0032